Это стало делом принципа. Девочки ревниво сравнивали одежду, игрушки, подарки. И при малейшем различии вопили: «Несправедливо!», даже если на самом деле им совсем не было нужно то, что есть у другой.
Моя дочка познакомилась с Аней на площадке несколько лет назад. Аня просто подошла и сказала: «Привет!», а затем они начали играть, словно были знакомы тысячу лет. Мы с Аниной мамой посмотрели друг на друга и завели неловкую светскую беседу, которая незаметно перетекла в непринужденную болтовню. С тех пор мы дружим семьями.
Ходим друг к другу в гости, ездим в отпуск, празднуем дни рождения, почти как члены одной семьи. Ира, Анина мама, оказалась удивительным человеком. С ней легко, она готова на любые приключения, мы понимаем друг друга с полуслова. Нам комфортно и безопасно вместе.
А вот у девочек дружба оказалась не столь простой. То и дело между ними возникают конфликты. И пожалуй, ошибку совершили именно мы с Ирой.
Нас так умиляла детская дружба, мы настолько были ей рады, что пытались относиться к девочкам совершенно одинаково. Если я покупала какую-то безделушку дочке, то непременно брала еще одну – для Ани. Если Ира приносила угощение, то обязательно готовила точно такое же – для моей Лены.
Сюрпризы – одинаковые. Подарки – одинаковые. Что же произошло? Девочки решили, что так должно быть всегда. А иначе – несправедливо.
Стоило мне записать Лену на курс по каллиграфию, как Аня тут же требовала от мамы записать ее туда же. Стоило Ире купить дочке платье, как моя дочь приходила с претензией: «А почему у Ани есть, а у меня нету?»
Это стало делом принципа. Девочки ревниво сравнивали одежду, игрушки, подарки. И при малейшем различии вопили: «Несправедливо!», даже если на самом деле им совсем не было нужно то, что есть у другой.
Конфликты, споры, ревность. Это стало настолько утомительно, что мы с Ирой даже решили сократить общение.
Недавно я прочитала, как мама-психолог с похожей проблемой между ее собственными детьми использовала забавный способ, чтобы объяснить своим детям, что такое справедливость.
Она посадила их перед собой и попросила представить, что они упали и поранились, а затем рассказать им, что именно у них болит. Старший сын сказал, что он «сломал ногу». Мама взяла пластырь и наклеила его ему на лоб. Затем спросила у младшего сына, что у него болит. Тот сказал, что сильно поцарапал руку. Мама взяла еще один пластырь и наклеила ему на лоб.
Дети смотрели на нее в удивлении.
— Я ведь отнеслась к вам справедливо!
— Но это не то, что нам нужно, мама!
Тут она и объяснила им, что дело вовсе не в том, чтобы у всех все было одинаково. А в том, чтобы дать каждому именно то, что ему нужно.
Пару дней назад мы сказали девочкам, что пришла пора устроить важное собрание. Сели за стол в кафе и устроили «игру в пластырь». Конечно, наши дочки чуть старше, чем дети психолога из интернета, и сначала немного смущались. Но зато они быстро поняли, о чем мы говорим.
«Вы разные люди, вам нравятся разные вещи. Ане кошки, а Лене собаки. Ане розовый цвет, а Лене фиолетовый. Аня хорошо рисует, а Лена пишет потрясающие истории. Совсем не нужно, чтобы у вас все было одинаково!»
Прошло совсем немного времени, чтобы утверждать, что фокус сработал. Но этот разговор заставил девочек задуматься. Иногда по привычке они еще пытаются кричать «Я тоже», но тут же сами останавливаются и пытаются понять, а нужно ли им это на самом деле.
Автор: Наши Дети
Фотография: Bruno Nascimento, Unsplash