Лола, вы не педагог по образованию, но решили открыть собственную школу. Зачем?
Хорошее образование — это трамплин для ребенка. Фундамент для взрослого, который умеет принимать решения и нести за них ответственность, но где его получить? Когда я искала подходящую школу старшему сыну и не нашла — решила создать собственную. Я видела школу, в которой качественные академические знания — всего лишь малая часть, инструмент. С их помощью, но не ограничиваясь, мы воспитываем проактивных созидательных людей. Это школа, которая приучает детей к самостоятельному интеллектуальному и душевному труду: пусть ребенок научится раскрывать свой потенциал, перерабатывать собственный жизненный опыт, дружить, общаться, работать в команде. Такой подход будет влиять на то, в каком мире мы живем.
Школа «Макарун» — одна из лучших семейных школ в Москве. В чем сила вашего проекта?
В желании действовать в интересах детей, а не идти на поводу желаний взрослых — родителей, педагогов, администрации. Все знают, что есть сильные школы, где на первом месте стоят рейтинги, олимпиады, родительские амбиции, но не потребности детей. Вариант «причинить добро знаниями любой ценой» — абсолютно не наш. Равно как и расслабленный ритм и отсутствие дисциплины. Этому мы тоже говорим «нет». Я решила, что в нашей школе безусловной базовой ценностью будет честная польза для ребенка, и наш коллектив объединился вокруг этой идеи. К тому же, в «Макарун» учатся трое моих детей — поэтому есть высокая личная мотивация делать крутую школу. Мы постоянно развиваемся: не было ни одного года без улучшений.
А как вы определяете, что есть «польза» для детей? Дети же далеко не всегда любят учиться…
Как объяснить ребенку, что учиться важно? Мы умеем делать рутину интересной. Да, это не всегда возможно: например, если по программе идут прописи, то под них не будешь танцевать, чтобы сделать их невероятно увлекательными. Но скуку можно компенсировать. Для этого уроки, требующие напряжения, мы чередуем с другими, на которых психика будет расслабляться. После математики идет театр — покричали, расслабились, поимпровизировали, переключились, и можно дальше стараться. Приучение к интеллектуальному труду и рутине — это важная задача на любом этапе развития личности. И не забывайте, что дети ходят в школу не только учиться, но и дружить, а это тоже формирует благожелательное отношение к учебе. А еще в школе обязательно должно быть место для баловства: у нас на переменах можно бегать, прыгать, вытирать животами пол, кричать — главное, не нанести вред здоровью. Детям такой «регламентированный беспорядок» абсолютно необходим. И, конечно, у ребенка должна быть возможность реализовывать свои инициативу. Кто-то может предложить — а давайте я разрисую стены? Давай! Тогда он в эту школу приходит не для того, чтобы отмучиться на прописях, а чтобы получить вот этот разнообразнейший спектр жизненного опыта.
Дети быстро привыкают к такому формату учебы?
Мы сознательно приучаем детей к правильному восприятию правил. С первого класса есть урок «тайм-менеджмент», на нем мы в прямом смысле «учим учиться». Когда ребенок изначально приучен к чему-то, то у него не возникает вопроса «зачем это надо». Ведь мы приучаем малыша 3-х лет к горшку. И держать ложку учим не за один раз. Так и здесь — школьная жизнь и школьные правила тоже требуют времени и внимательного обучения им. У нас есть система мотивации в отношении домашних заданий: если ребенок добросовестно выполнял все «домашки» с понедельника по четверг, в пятницу он свободен и развлекается. Результат — процент выполненных заданий очень высокий, более 90%.
Как вы выбираете образовательные программы и методики для своей школы?
Главное — чтобы программа развивала несколько типов мышления, а не просто тренировала какие-то механические навыки, допустим, счета. Например, по математике это Л.Г. Петерсон, учебник которой развивает аналитическое и математическое мышление, а не просто учит складывать или умножать. В нашей школе мы даем крепкие академические знания строго по государственному образовательному стандарту, но форматы уроков могут быть разными. Изучение темы всегда начинается с обзора «маршрутного листа». Учитель показывает всю предстоящую программу, и ребята сразу понимают, что будут учить и зачем. Часто уроки — это активные тренинги, они могут быть в том числе игровыми, когда весь класс, объединенный в группы, вовлечен в решение вопроса, поставленного педагогом. Дети могут изучать теорию дома, самостоятельно, а в классе уже решать задачи. Это — тренировка ответственности. В любом случае урок будет интересным и задорным — дети будут двигаться, удовлетворять любопытство и видеть смысл обучения. Ребенку нельзя засиживаться, нельзя скучать, зато надо брать «урок» в свои руки, тогда они начинают видеть смысл в посещении школы.
Лола, а вы не устаете от детской темы? У вас своих трое, а в школе еще 220…
Нет, для меня это счастье и огромный источник силы. Дети очень искренние, открытые, честные, мы с ними очень похожи, и мне не приходится подстраиваться, чтобы комфортно общаться с ребятами.
Что еще вас вдохновляет?
Во-первых, изучение нового. Сейчас я учусь в Стэнфорде на курсе «Организационный анализ», пишу книгу для издательства «Альпина Паблишер», изучаю нейрографику, пробую играть в сквош. Во-вторых, меня вдохновляют любые проекты, связанные с развитием существующих систем. Если я вижу то, что работает недостаточно хорошо, то у меня начинают чесаться руки, чтобы сделать это лучше. И, конечно, простые житейские радости — например, книги и общение с друзьями.
Что вы посоветуете маме, которая выбирает частную школу своему ребенку?
Сначала определиться с бюджетом и под него рассматривать варианты. Если есть финансовая возможность выбрать частную школу, то я всегда голосую за это решение: внимания к ребенку точно будет больше. Выбирая «ту самую» школу из нескольких подходящих, я предлагаю побыть «неудобной мамой», создать одну-две проблемные ситуации и посмотреть, как эту ситуацию отработают администраторы и руководство школы. Если взаимодействие вам понравится, то, скорее всего, такая школа вам подойдет.